(495) 911-12-50
Москва, Воронцовская, 8
отопление для загородного дома: котельные и сервисное обслуживание
Комфорт в любое время года

Котлы на жидком топливе

Для бытовых целей в качестве теплоносителя используется в основном солярка. Солярка - топливо достаточно дорогое, поэтому эксплуатационные расходы получаются, пожалуй, самыми высокими по сравнению с перечисленными выше видами котлов (естественно, при сегодняшнем уровне цен на этот вид топлива). Еще год-полтора назад котел на солярке был гораздо выгоднее электрического. Сейчас они сравнимы. Чисто эксплуатационные расходы (расходы на киловатт тепловой энергии) здесь пожалуй повыше. Приведенные же затраты на год за 15 лет эксплуатации получаются сравнимыми.

Отечественных котлов, работающих на жидком топливе на нашем рынке практически нет. Исключение из этого правила составляют котлы "Ставан М" (г. Подольск), "РУСНИТ" (г. Рязань) и котлы одной из фирм, принадлежащих системе ГАЗПРОМа (г. Каменск, Ростовской области). Почему так сложилось? Горелка для жидкотопливного котла - вещь технически сложная. Хороших горелок ни в бывшем СССР, ни в России ни один завод не производил. Выпускались отечественные мазутные горелки для ТЭЦ и тому подобных потребителей, а вот для бытового и полупромышленного применения горелок никогда не было. То, что сейчас первые российские фирмы пытаются наладить их выпуск, делает им честь. Именно по этой причине большинство жидкотопливных котлов у нас импортные.

А можно ли соединить котел отечественного производства с какой-нибудь «шикарной» импортной горелкой?

О самостоятельной переделке (модернизации) котлов стоит поговорить отдельно. Наши российские умельцы вообще могут сделать что угодно. Есть «умельцы», которые дровяной котел переделывают на жидкотопливный. Вот только надо учитывать, что дровяной котел рассчитан на подвод тепла снизу вверх - топливо горит внизу и отходящие газы, поднимаясь вверх, нагревают теплоноситель.

Жидкотопливная горелка несет с собой абсолютно другой принцип подвода тепла - горизонтальный. Греть такой модернизированный котел, конечно, будет. КПД, правда, будет жуткий, и задняя стенка у котла будет нуждаться в дополнительной защите, иначе она начнет понемножку прогорать. Но какое-то время будет котел греть. А вот что будет происходить дальше, можно объяснить на примере из практики нашей фирмы.

Пришел к нам клиент и попросил продать ему горелку для жидкого топлива. Ну, надоело ему топить котел КЧМ дровами и решил он его переделать на жидкое топливо, а заодно автоматизировать весь этот процесс. Как мы его ни отговаривали, горелку он в начале осени все-таки купил. И до весны следующего года у нас не появлялся. За это время он все-таки провел намеченную модернизацию, причем сделал все очень грамотно - и задняя стенка не прогорала, и прочие неприятности не стрясались. А вот весной пришел опять. Конечно же, интересуемся: "Что привело Вас к нам снова?" "Хочу - говорит - у Вас новый котел купить. За зиму сжег столько солярки, что, наверное, потраченных денег хватило бы на ДВА новых котла."

Дело в том, что, установив даже очень хорошую импортную горелку в отечественный котел, в большинстве случаев невозможно получит нормального КПД. Отопительный котел - это технически сложное устройство. Когда его проектируют, то прежде всего, рассчитывают на определенные горелки. И устанавливать в котел «модерновую» импортную горелку - это, зачастую, все равно что пытаться воткнуть в бедный «Запорожец» 12 цилиндровый двигатель. Может и воткнется, может и поедет. Но бензина будет есть …!
В общем случае можно сказать только одно. Если в начале экономишь на оборудовании, значит, потом всю жизнь будешь платить за лишний теплоноситель. И, как правило, это действительно так. Хороший котел с нормальным КПД - это почти песня. И делают такие котлы далеко не все и далеко не везде. Поэтому к выбору котла надо относиться очень внимательно.

Приведу еще один пример. В Москве на одном участке стоят рядом два дома. Оба эти дома совсем недавно заключили с нами договор о сервисном обслуживании. Один дом чуть побольше, второй поменьше. Первым строился тот дом, который поменьше, и оснащали его котлом тоже первым. Под нажимом заказчика, экономившего деньги на начальном этапе, был установлен котел «ACV» с горелкой «GIERSCH». Когда сдавали второй дом, то деньги на оборудовании уже не экономили и установили котел «WOLF» гораздо большей, чем в первом доме, мощности. Так вот, в настоящий момент котел меньшей мощности потребляет гораздо больше солярки, чем более мощный котел во втором доме.

В характеристиках различного типа котлов указывается разный КПД. Указывается он в диапазоне от 85 до 110%. Все мы когда-то учились в школе и помним, что КПД не может быть больше 100%. Откуда же берутся цифры, превышающие 100%? Как вообще считается КПД? С электрическими котлами все обстоит именно так, как нас с Вами учили в школе и КПД у этих котлов выше 100% быть действительно не может. Выше 100% он может быть только у котлов, работающих на том топливе, которое сгорает. Все со школы помнят, что при полном сгорании любого топлива получается СО2 и Н2О. Н2О - получается, естественно, в виде водяного пара, содержащего какую-то энергию. Если этот водяной пар каким-то способом сконденсировать, то мы сможем получить дополнительную энергию. Поэтому существуют два понятия теплотворной способности топлива: высшая и низшая удельная теплота сгорания.

Низшая - это то тепло, которое мы получаем при сгорании топлива, когда водяные пары вместе с содержавшейся в них энергией улетели в «трубу». Высшая - это теплота с учетом энергии, содержащейся в водяном паре. Все расчеты КПД и в России и в Европе идут по низшей удельной теплоте сгорания топлива (это закон, и по-другому тепловые расчеты вести не положено). Так вот, если все-таки использовать тепло, содержащееся в водяном паре, а расчеты вести, как и положено, по низшей удельной теплоте сгорания, то и появляются цифры, превышающие 100%. Котлы, использующие теплоту конденсации водяных паров, так и называются - конденсационными. И именно они имеют "ненормально" высокий КПД (выше 100%). Разница между низшей и высшей теплотой сгорания топлива составляет около 11%. В этом пределе и могут отличаться КПД котлов.

КПД можно считать по двум параметрам. Весь Запад считает КПД по температуре отходящих газов. То есть, сожгли килограмм топлива - должны получить столько-то килокалорий тепла, при том, что температура отходящих газов будет равняться температуре окружающей среды. Если замерить разницу между действительной температурой отходящих газов и температурой окружающей среды, то по ней вполне можно рассчитать КПД котла. Грубо говоря, проценты, «вылетевшие в трубу» вычитаются из 100%, и получается действительная цифра.

В СССР (наследственно в России) был принят принципиально другой принцип расчета - это так называемый «метод обратного баланса». Расход тепла определяется по нижней теплоте сгорания. А далее ставится калорифер на трубу и рассчитывается величина тепловой энергии ушедшей в неё, т.е. величину потерь энергии. Потери вычитаются из общего количества тепла, и рассчитывается КПД. Этот КПД более точен. Почему именно он был принят в качестве методики расчета? Да потому, что все корпуса наших котлов, как правило, были очень плохо теплоизолированы. Через стенки котла наружу улетало до 40 % энергии. (Перед глазами сама собой встает картина - температура в котельной +45-50°С, кочегары в майках бросают в котел уголек. При этом они норовят открыть входную дверь, чтобы хоть немного глотнуть воздуха. - В.К.)

По методу обратного баланса на территории России принято считать до сих пор - этого требуют нормативные документы. В настоящее время эту методику можно успешно применять к котлам, работающим на ТЭЦ (котлы мощностью несколько мегаватт), у которых горелки никогда не выключаются. А вот к современным котлам она абсолютно неприменима, поскольку у них принципиально другая схема работы. Ведь у этих котлов нормальный цикл работы горелки выглядит так: пять минут она «работает» и потом 15 минут «стоит» и ждет пока, выработанное тепло используется. И чем выше температура на улице, тем меньше будет «работать» горелка и дольше будет «стоять». Какой уж тут обратный баланс?

Что еще отличает современные котлы?


Все современные котлы, по крайней мере импортные, имеют теплоизоляцию. Причем, чем «круче» котел, тем лучше у него теплоизоляция. Потери тепла через стенки (тепло, идущее на обогрев котельной) у современного котла составляют не более 1,5-2%. Кстати, часто покупатели современного котла об этом забывают и по старой памяти думают, что в котельной отопления устраивать не нужно - котел сам по себе это помещение обогреет. Потом приходят к нам с вопросом: «А почему это у меня в котельной холодно?». А почему там должно быть тепло, если в котельной не установлено ни одного радиатора отопления? Был такой почти анекдотичный случай. Вызывают нас на объект - встал отопительный котел. Приезжаем и видим такую картину. К дому пристроено помещение для котла, со стенами в полкирпича.

Внутри пристройки кроме самого котла разместили и бак с соляркой, причем солярку использовали летнюю. Как только мороз на улице стал приближаться к отметке -30°С, солярка «замерзла» (выпали парафины и через фильтр она проходить перестала) - в этом и была причина остановки котла. Хозяин к нам с претензией: «А почему это Ваш котел не обогревает помещение котельной?». Пришлось ему долго объяснять, что задача котла - обогрев системы отопления, и с этой задачей он до сих пор прекрасно справлялся (хозяин и сам это подтвердил), а для того, чтобы помещение котельной обогревалось, его надо было, как положено, утеплить и включить в систему отопления, как все прочие помещения дома.

Кроме того, современные котлы, благодаря теплоизоляции, прекрасно сохраняют тепло. Температура в хорошем котле через двое суток после выключения котла падает всего на 20-25°С

Вообще, нужно сказать честно, что все мы в России, включая и тех людей, которые занимаются вопросами отопления и теплоснабжения, далеко не все знаем и находимся в положении малограмотных. Просто, когда подняли «железный занавес» столько всего на нашу голову вывалилось - нового, интересного и непривычного для нас, что мы пока не в состоянии все это переварить. Да и за столько лет привыкли мы все абсолютно к другой технике и другим подходам. Лучшие образцы импортной отопительной техники спроектированы как цельный законченный агрегат.

Поэтому, наверное, не стоит в этом вопросе пытаться изобрести велосипед. Его уже давно без нас изобрели, и изобрели велосипед хороший. Поэтому, прежде чем самостоятельно что-то изобретать, стоит хорошо продумать к чему это приведет. Понятно, что в России Кулибины не переведутся никогда. Вот только в большинстве случаев, к сожалению, получается как у Ильфа и Петрова: «Из швейной машинки «Зингер» и ... был изготовлен мотоцикл, который был очень похож на настоящий, но в отличие от настоящего не работал».

Давайте все-таки вернемся непосредственно к котлам на дизельном топливе. Когда речь заходит о дизельных котлах, то многие сразу же вспоминают такую картину. Заводится «МАЗ». Двигатель долго чихает и кашляет. При этом из него вылетают клубы черного дыма. И пока двигатель не наберет обороты, выхлоп получается просто жуткий. Именно такая малоприглядная картина, непроизвольно всплывающая из глубин подсознания, и останавливает большинство потребителей, когда предлагаешь им приобрести котел на дизельном топливе. На самом деле современные дизельные котлы, с нормальной горелкой и хорошо настроенные, работают значительно чище и спокойнее, чем тот самый «МАЗ». Ни выхлопных газов, ни дыма из трубы не вырывается. Из неё поднимается только теплый воздух.

Это можно подтвердить конкретным примером. Газоанализатор, с помощью которого настраивается котел, имеет рабочий диапазон по уровню СО до 1000 ррМ (1000 ррМ = 0,1%). В приборах для проверки состава выхлопных газов автомобиля пределы измерения начинаются именно с этой величины. Когда проходишь техосмотр, то уровень СО не должен превышать 1,5%, а при проверке на улице допустимой величиной является 3% - на этот диапазон и сориентированы автомобильные газоанализаторы. Таким образом, уровень СО, выбрасываемого нормально отстроенной котловой горелкой, как минимум в 100 раз ниже, чем у автомобиля. (Не дай бог кому-то придет в голову котловым газоанализатором проверить содержание СО в выхлопе автомобиля. Газоанализатор «умрет» сразу. И «реанимации» он уже не подлежит.)


Современная топливная система правильно спроектированная и построенная тоже запахов не дает, поэтому никакого отдельно стоящего хранилища солярки строить не надо. Существуют пластиковые баки, выпускаемые множеством фирм (в основном зарубежных), которые позволяют «хранить» солярку в том же помещении, где установлен котел. И никаких запахов ни в «котельной», ни в доме. Требования пожарной безопасности, безусловно, соблюдать надо. Устанавливать бак в металлической емкости, которая в случае протечки бака не даст топливу разлиться по полу, а блокирует его разлив (таковы современные требования) тоже надо.
Единственная неприятность, которая грозит владельцу такого котла, это то, что если не совсем умно сделан дымоход, то в зимнее время он может обрасти сосульками желто-коричневого цвета. Картина эта, так скажем, не совсем эстетичная. При правильно сделанном дымоходе «сосулек» быть не должно.

Чтобы котел на солярке работал долго и качественно и с соблюдением всех экологических норм, к нему нужны руки. Должен быть наладчик, который бы его отладил и периодически следил (конечно, если сам хозяин этого делать не умеет). Котлы на дизельном топливе имеют повышенную зольность и сажеобразование, по сравнению с газовыми котлами. Если на стенках котла осядет слой сажи толщиной хотя бы 2 мм, то это увеличивает расход солярки приблизительно на 8%. Сажа тепло передает плохо, котел поневоле увеличивает расход топлива, растет температура отходящих газов.
А в результате «лишняя» солярка расходуется в основном на «отопление улицы». Рано или поздно это приведет к полной остановке котла. Если хотите, чтобы котел мало «кушал», то за ним нужно следить. И делать это должен профессионал. Наиболее оптимальный вариант - это когда таким профессионалом является сам хозяин. Современный котел - техника сложная.

Его наладка и периодические проверки требуют не только специальных знаний, но и специального оборудования. И оборудования далеко не дешевого. Стоимость оборудования, необходимого для сервисного обслуживания современного котла намного превышает стоимость самого котла (кстати, именно поэтому стоимость сервисного обслуживания получается не очень дешевой). И дизельные котлы - они, пожалуй, наиболее требовательны к таким вещам как сервисное обслуживание. Конечно, можно всего этого не делать, если Вас не интересует конечный результат. Был в нашей практике такой случай.

Купил человек котел и увез за 350 км от Москвы. От услуг по монтажу покупатель отказался. В общем, купил, привез, сам поставил и в субботу котел запустил. В понедельник котел встал. Встал «насмерть». Когда в среду на место прибыл наш специалист, то увидел он примерно такую картину - забито сажей было все, начиная от дверцы. Вытащили оттуда 3 коробки сажи, продули трубу (крышу из «Катепала» пришлось перестелить, поскольку отмыть её уже было нельзя). Ну а во что вылился ремонт и замена деталей даже и говорить не хочется.